Лиля Крик ([info]lila_krik) wrote,
@ 2007-02-17 17:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Семейные истории

Крымская легенда о неспасенном отечестве
Мой дед заболел туберкулезом. Время такое было: у всех был туберкулез. Во всяком случае, у многих. Туберкулез тогда за неимением других средств лечили климатом. И мой восемнадцатилетний дед, недавний выпускник аптекарского училища, слабогрудый тихоня из местечка, покинул родной город Резекне и отправился в Крым, в Алушту. Климат, кажется, пошел ему на пользу: в 1918 году деду исполнилось 20 лет, в Алуште была кое-какая еврейская жизнь, даже девушки хорошенькие имелись. Некоторые из них тоже покашливали в кружевной платочек, и это сближало.
Вобщем, дед, похоже, не замечал революционных изменений: работал, взрослел, читал книжки, писал письма маме, оставшейся в Резекне, когда выяснилось, что он нужен отечеству. Зачем доблестной Белой армии понадобился худой двадцатилетний провизор и еще несколько десятков разномастных алуштинских евреев, остается загадкой, но их мобилизовали. Явившись воевать за отечество, дед обнаружил всех своих еврейских приятелей стоящих в отдельном строю и двинулся к ним. “Вам туда не надо”, - офицер отправил деда в другой строй. Дед утверждал, что с друзьями он будет воевать более успешно и услышал, как кто-то из младших офицеров негромко предположил, что “это тоже жид”. “Ну конечно!” - обрадовался мой будущий дед, рыжеватый и голубоглазый, и благополучно присоединился к еврейской колонне.
Ждать пришлось довольно долго. Всех новобранцев переписывали и инструктировали. На евреев никто не обращал внимания. И вот, наконец, дело дошло и до них. Составили список. Назначили старшего – и вручили ему запечатанный пакет. Еврейским воякам объяснили, что им надлежит явиться в расположение другой части, в составе которой они и будут спасать отечество. Задача была нехитрая: дойти, вручить запечатанный пакет и поступить в распоряжение.
С тем еврейская команда покинула Алушту и направилась в точку, отмеченную на карте. Никкакого сопровождающего им не выделили, сказали, что местные люди не заблудятся. Семейная легенда не сохранила названия этого пункта, на что есть свои причины.

Шли довольно бодро и быстро, хотели дойти до темноты, но тут довольно крепкие молодые люди стали требовать привала. Через некоторое время провели голосование: желающих отдохнуть оказалось неожиданно много. Собрали хвороста. Развели костер. И, естественно стали обсуждать ситуацию: почему евреев отделили от всех остальных? Не доверяют? Считают плохими вояками? Считают большевиками? Но, если так, что хорошего могло начальство написать в запечатанном пакете? С одной стороны, если их в чем-то подозревали, отправили бы с вооруженноым охранником… И, главное, почему только евреев?!
Дискуссия зашла в тупик. И выходило, что ответ на все вопросы находится в запечатанном пакете, который находится у старшего. А он был офицером и должен был отдать пакет в руки командира части.
Семейная легенда не рассказывает о процессе изымания пакета у ответственного за его хранения. Похоже, своим поведением он таки подтвердил, что евреям нельзя доверить дело спасения отечества, какой бы пост они не занимали. Среди заинтересованных лиц нашлись умельцы, пообещавшие, что после ознакомления с содержимым придадут пакету прежний вид. На костре вскипятили кружку кипятка, пакет подержали над паром, а сургуч чуть подрезали тонким ножом.
Письмо прочитали все: его неожиданно сдержанно передавали по кругу не говоря ни слова. Оно описало круг, вернулось к старшему, все еще державшему в руках преступно распечатанный конверт, и полетело в костер. Конверт – вслед за ним. Потом все стали говорить одновременно и сильно жестикулируя. А потом они разошлись небольшими группами. В разные стороны, потому что вернуться в Алушту было нельзя.
В сгоревшем письме податели оного объявлялись дезертирами, которых надлежит повесить.

Эту историю мне рассказал отец, когда деда уже не было на свете. Дед не хотел рассказывать из педагогических соображений: все-таки вскрывать письма, адресованные другому, очень некрасиво.




(Post a new comment)


[info]tanager
2007-02-18 01:13 am UTC (link)
судьба была еще жить..

(Reply to this) (Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 01:36 am UTC (link)
То, что мы все появились на свет, - само по себе удивительное стечение обстоятельств. Впрочем, в детстве я была уверена в закономерности и неизбежности своего появления и существования: "Мама, а если бы ты вышла замуж за этого, на велосипеде, я была бы красивее".

(Reply to this) (Parent)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 02:20 am UTC (link)
Ндас.

(Reply to this) (Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 02:28 am UTC (link)
Что, думаешь чему детей учить?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 02:32 am UTC (link)
Не, это я не думаю. Понимаю, что бесполезно :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 02:36 am UTC (link)
А я учу про письма и еще всякое бубню назидательно: нож справа, вилка слева, не верь-не бойся-не проси, молчи-скрывайся и таи, красноекмясу-белоекрыбе и прочее на все случаи жизни, но всех случаев не предугадать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 02:39 am UTC (link)
Если вдруг я об этом начинаю думать (хотя стараюсь не), ужасает меня это бесконечно. Как, как, как предусмотреть все случаи, обьяснить, подсказать, свою голову приставить... а? Как?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 02:44 am UTC (link)
Представляю, сколько раз тебе при такой многодетности объяснять все придется...
Я уже про нож-вилку охрипла.
А про письма что планируешь говорить? Можно или нельзя?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 02:49 am UTC (link)
Про письма у меня есть шикарная история. Гришка её уже знает.
Enjoy :)
http://kpoxa-e.livejournal.com/23684.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 02:56 am UTC (link)
Блеск. Твоя свекровь - ангел. Береги ее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 03:00 am UTC (link)
Я берегу :)
У неё 1 марта День Р., я ей такие тарелки купила, аж самой завидно :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 03:02 am UTC (link)
А написала бы про тебя какую гадость в том письме, не видать бы ей этих тарелок! Как непредсказуема жизнь!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 03:03 am UTC (link)
А также всего того, что я ей уже надарила :))))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 03:10 am UTC (link)
Не увлекайся, некоторые свекрови ведут (или хотя бы читают) жж.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kpoxa_e
2007-02-18 03:18 am UTC (link)
Уверена, что это не мой вариант :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 07:18 am UTC (link)
Эээ, я вот тоже тут смело варежку разеваю, но уверенности нет.

(Reply to this) (Parent)


[info]swan_black
2007-02-18 05:25 am UTC (link)
Удивительная какая история :)

(Reply to this) (Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 07:18 am UTC (link)
Угу. Впрочем, все семейные истории обычно удивительные.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]oblomskaya
2007-02-18 09:55 am UTC (link)
Да. Но эта - одна из... особенных. Спасибо Вам, что рассказали.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 09:08 pm UTC (link)
Спасибо, я люблю семейные истории - и свои, и чужие.

(Reply to this) (Parent)


[info]oishu
2007-02-18 02:09 pm UTC (link)
По-моему, историю таки можно рассказывать детям. Мораль та, что нужно быть наблюдательным и уметь сопоставлять факты :)

(Reply to this) (Thread)


[info]lila_krik
2007-02-18 09:11 pm UTC (link)
Я своей дочке ее еще не рассказывала: сначала пусть усвоит правила, а уж потом - исключения.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]melisante
2007-02-19 11:34 am UTC (link)
Кажется, здесь не может быть правил, это заведомое исключение... Дети очень понятливы и отличают, мне кажется... Хоть впрочем у меня-то их нет:) Но просто тогда и Шекспира нельзя читать: точь-в-точь ведь то же в Гамлете с письмом:) Только тут уж какой-то размах в Вашей истории... Да и ладно когда всякие безумные принцы: "маленькие люди" всегда выглядят реалистичнее - а потому все станивится разом страшнее:(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-02-20 07:09 am UTC (link)
Ну ладно, уговорили, расскажу ребенку. Только сначала про Гамлета, а потом уж про прадеда.

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2007-04-15 06:53 pm UTC (link)
Правило-то здесь другое. Это не частное письмо. А степень лояльности человека обществу не должна превышать степени лояльности общества человеку. Иначе потом племянникам достанутся награды.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-04-15 07:06 pm UTC (link)
Какая поучительная история.
Но как праильно оценить степень лояльности общества?! Мы все надеемся на лучшее...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cema
2007-04-15 07:26 pm UTC (link)
Это не математика, и точного решения никто не даст, но собственная интуиция, жизненный опыт (в том числе и опосредованный через обдумывание вот таких историй) и общение с умными и понимающими людьми повышают шансы.

Многое ещё зависит от цели. Может быть цель выжить; может быть цель жить так, чтобы себя уважать; или жить красиво; или жить ради детей; и т.д. и т.д. Ну а как человек выбирает себе такие цели, это совершенно отдельная диссертация.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

про выжить
[info]lila_krik
2007-04-15 07:46 pm UTC (link)
Да, я совсем недавно думала эту мысль - когда писала о женщине, выжившей во время расстрела гетто. Тогда ей не было и шестнадцати. Пока расстреливали ее семью, ее соседей, она простояла в сортире по пояс в дерьме. Всю жизнь она это помнит (как и все остальное - побои, изнасилование, рождение ребенка от человека, с которым жила, только потому что боялась, что он ее выдаст, постоянный страх, попытку креститься, чтобы хоть как-то спастись).
Но я про сортир, в котором она просидела до темноты. Она говорит "Бог меня спас, подсказал мне спцститься в выгребную яму". Я никогда бы не решилась так сказать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cema
2007-04-16 12:13 am UTC (link)
Неизвестно, что бы мы стали говорить, если бы пережили подобное.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-04-16 03:07 am UTC (link)
разумеется

(Reply to this) (Parent)


[info]rempel
2007-04-15 06:12 pm UTC (link)
Какие мы евреи умницы!

(Reply to this) (Thread)


[info]rempel
2007-04-15 06:16 pm UTC (link)
Кстати, может дед не хотел афишировать свою службу в Белой Армии? Пусть и такую недолговременную...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-04-15 06:40 pm UTC (link)
Да, пожалуй, так и было. Правда, в Красной он служил гораздо дольше. Это вторая моя любимая история про деда http://lila-krik.livejournal.com/12130.html
А еще он в резекнинской аптеке нитроглицерин взорвал, но никому в этом не признался. Об этом я не писала, потому что история совсем позорная, и мне ее не хотели рассказывать.

(Reply to this) (Parent)


[info]sid75
2007-04-15 06:46 pm UTC (link)
Спасибо за историю. Так просто и так страшно. Первая мысль: а что, если бы они строго следовали запретам и не позволили себе.. Все же, молодцы евреи!

(Reply to this) (Thread)


[info]lila_krik
2007-04-15 06:54 pm UTC (link)
Дык вся история еврейского народа ставит под сомнение целесообразность быть законопослушным :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cema
2007-04-15 07:21 pm UTC (link)
Если мыслить по-еврейски, то законы-то соблюдать надо, но важна интерпретация. :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lila_krik
2007-04-15 07:29 pm UTC (link)
Повесить у двери и каждый раз, выходя из дома, читать шевеля губами! (Мезузу с другой стороны это не отменяет)

(Reply to this) (Parent)


[info]sashanep
2007-04-16 04:06 am UTC (link)
жизнь, как чудо...

(Reply to this) (Thread)


[info]lila_krik
2007-04-16 04:29 am UTC (link)
а как же!

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…